Святая Анна с Богородицей и Младенцем Христом. ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ
Святые Леонардо да Винчи по-человечески земные и в то же время в высшей
степени совершенны и прекрасны. Леонардо подчёркнуто не рисует над их
головами нимбы, чтобы не причислять их к рангу святых формальным путём.
В божественности же героев убеждает прежде всего их
идеально-возвышенный облик и одухотворённая красота.
Любовь вечная, жертвенная, как цепи гор, проходит из поколения в
поколение, через прошлое к будущему. Леонардо выявляет свой замысел с
помощью несложных геометрических построений. Действительно, в
композиции явно просматривается движение, которое направлено по
диагонали вниз из левого верхнего угла. Оно начинается с горного
хребта, который своей дугой повторяет рисунок плеча и правой руки Девы
Марии. Туда же вниз устремлён взгляд Святой Анны – матери Марии. Мотив
наклонных линий многократно повторен в протянутых руках Марии и
младенца и имеет своим завершением маленького ягнёнка – символ
жертвенного агнца. По этому нисходящему пути трансформируется и
эмоциональное содержание. Если Анна смотрит с величавой радостью, то
Мария – с нежностью и состраданием, как будто предчувствуя трагическую
гибель своего сына.
Леонардо считал художников «внуками бога», а сферу живописи
распространял на «философию природы», в том числе, надо полагать, и на
философию света. Можно сказать, что свет в его произведениях
отождествляется с божественной сущностью персонажей, свет вершит
красоту. «Взгляни на свет и вглядись в его красоту», – всегда советовал
Леонардо. Сам художник понимал свет как субстанцию, наделённую высшим
духовным началом. Любовь вечная, проходящая через все поколения, –
любовь Анны, любовь Марии – помогает узреть этот свет, который и есть
само божественное очарование.
Е.П. Маточкин,
канд. искусствоведения г. Новосибирск