Кто сия мадонна Лиза
12 сентября 1515 года в местечке Мариньяно, под Миланом, юный французский король Франциск отметил двадцать первый день рождения и на следующее утро повел свои войска на знаменитую битву со швейцарцами миланского герцога Сфорца – наемной армией, которая до сих пор не имела себе равных в Европе.


Комок снега, чем больше, катясь, спускался со снежной горы, тем больше рос в своих размерах; и был он последним, кого в то лето растопило солнце… Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут. Леонардо да Винчи
По сути, с ним обошлись, как с вещью, но поскольку и властелин, и художник оба хорошо понимали, кто кому оказывает большую честь, переезд состоялся и Леонардо вступил в должность «первого живописца, архитектора и механика короля». Замок, к тому же, действительно был не плох. Кардинал Луи Арагонский, который через год навестил нового хозяина Клу, восторженно отметил, что «редкий бриллиант нашел для себя достойную оправу». Секретарь Его Высокопреосвященства записал в путевом дневнике, что в мастерской им показали три картины: «одну с изображением Богородицы и Младенца, сидящих на коленях у святой Анны, вторую – с образом молодого Иоанна Крестителя, а третья представляла собою портрет одной флорентийской дамы, написанный с натуры, некогда во времена великого Джулиано Медичи. Все эти произведения превосходны, хотя при параличе правой руки, благородный старец вряд ли уже сможет удивить мир чем-нибудь хорошим».
Этот «большой ценитель» даже не понял, как ему повезло. В Амбуазе, где по соседству с усадьбой Леонардо находилась летняя резиденция короля, все придворные только и делали, что пытались выяснить, кто же эта прекрасная и загадочная дама, чей портрет маэстро привез с собой и хранил в величайшей тайне.

Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было выразить. Джорджо Вазари
В 1483 году Зачатьевский монастырь Милана сделал ему заказ на алтарный образ, который он не мог выполнить двадцать лет. И все эти годы его мучила изнурительная тяжба, потому что деньги от монахов он, конечно, получил впрок. Дело могло бы окончиться весьма плачевно, если б не любовь Людовика XII к искусству. Завоевав Милан, в конце столетия, он захотел перенести в свое королевство «Тайную вечерю» и готов был потратить на это любые средства. Лучшие инженеры долго пробовали отделить фреску от стены, скрепляя её то деревом, то железом, и сдались, только едва не погубив шедевр. Тогда король, в благородном порыве, выкупил все долги мастера и пригласил его к себе. В знак признательности и чтоб не лишить себя благорасположения Его Величества из-за отказа, Леонардо и преподнес ему первый вариант «Мадонны в скалах», а в обитель, несколько лет спустя, бесплатно отослал второй.
Мало того, для королевского фаворита он создаёт небольшую икону – «Мадонну с веретеном», где впервые пейзаж украшают такие же река, путь и мост, как на «Джоконде», и, вообще, при сравнении здесь явно видна любовь да Винчи к зеркалам, с которыми он так много экспериментировал…
В разных местах он вписывал буквы, написанные неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот, так что всякий, у кого нет навыка, не может их разобрать, ибо читать их можно не иначе, как с зеркалом. Джорджо Вазари


Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, исполненной величайшего радостного удивления от созерцания красоты Своего Сына, не забывая при этом и легкую улыбку святой Анны, которая едва сдерживает свое ликование, при виде своего земного потомства, ставшего небесным, - находки поистине достойные ума и гения Леонардо. Джорджо Вазари

Математические занятия совершенно отвратили его от живописи, и до такой степени, что он едва решается взять в руки кисть. Однако я сделал всё, что мог, употребив все старания, чтобы склонить его исполнить желание Вашей Светлости. Я откровенно изложил ему все условия, и мы пришли к следующему соглашению: если ему удастся отклонить приглашение французского короля, он принял бы службу у Вашей Светлости предпочтительно перед всякой другой. Насколько я могу судить, жизнь Леонардо непредсказуема и прихотлива; кажется, он живёт, как придётся…
Незадолго до этого да Винчи побывал в Мантуе и дал обещание прислать щедрой госпоже Изабелле портрет, но, судя по всему, тоже не сдержал слово, потому что пятнадцать лет спустя рисунок маркизы всё ещё был при нём.Вращая этот профиль в мысленных зеркалах, король сопоставлял его с «Джокондой» и оттого ещё так ждал, пока картон со Святой Анной тоже превратится в картину, чтобы убедиться в правильности своих догадок.
Вообще-то, он не требовал прямых ответов и предпочитал намёки, чтобы до всего дойти своим умом. Но, увидев, наконец, образы Божьей Матери и Её святой Родительницы, написанные маслом, он не выдержал и воскликнул: "Всё! Я знаю, что на всех Ваших картинах Одно и то же Лицо! Но почему, скажите, вы не могли написать Его так долго?" И в ответ на искреннюю любовь молодого человека Леонардо открыл ему свою тайну: Все эти годы, Ваше Величество, ушли у меня на то, чтобы разными хитростями разработать левую руку; а главное – я искал тот единственный и неповторимый Лик, без Которого и она была такой же бесполезной, как правая…

«Влекомый жадной своей охотой, - пишет маэстро, - увидеть множество разнообразных и странных форм, сотворенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру; и перед нею, изрядно пораженный, я сильно согнулся, опершись левой рукой о колено, а правой прикрыл от света опущенные и прищуренные веки, и наклонился, дабы разглядеть, не виднеется ли что-либо внутри; но в этом мне мешал густой мрак. И когда я какое-то время стоял, во мне вдруг проснулись две вещи: страх и желание. Страх – перед грязной и темной пещерой, желание – увидеть, не было ли чудесной какой вещи там в глубине».
В это время он создал для начальника папской канцелярии небольшую картину, изображающую Богоматерь с Младенцем на руках, написанную с бесконечной тщательностью и искусством. Джорджо Вазари
В катакомбах Леонардо нашел фреску, которая считается древнейшим изображением Божьей Матери и называется Мария Кормящая или Млекопитательница. Восхищенный, он почти срисовал её, разделив на две небольшие иконы – "Иоанна Крестителя" и «Мадонну с Младенцем Христом, держащим щеглёнка» как символ нашего спасения.
Не имея, можно сказать, ничего, и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил, предпочитая их остальным животным, с каковыми, однако, он обращался с величайшей любовью и терпеливостью. Часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. Джорджо Вазари

Господь деликатно воспитывает человека, не подавляя его ум и волю, но открывая Себя в образах, которые входят в сердце и пробуждают желание самому тянуться к Свету, и становятся уже не просто знанием о Боге, а знанием Бога, достоянием. Поэтому Леонардо оставил только намёки – едва заметный Покров, мост, связавший Небо и землю, скалы из духовного, Горнего мира и Материнскую улыбку. Те, кто принял это послание, называли потом «Джоконду» Луврской Мадонной и почитали её как икону, как изображение Божьей Матери после Воскресения Христа, ставшей Матерью всех Его учеников.
Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
44 псалом Давида. Песнь любви
«Будучи уже стар, - пишет Вазари, - Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он стал усердно изучать все, что касалось религии, и занялся исключительно истинами нашей святой христианской веры. А за сим с обильными слезами исповедался и покаялся; и, хотя и не в силах был стоять на ногах, все же, поддерживаемый руками друзей и слуг, благоговейно причастился Святых Даров вне своей постели. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения сел на постели и стал рассказывать ему о подробностях своей болезни, доказывая при этом, насколько он был грешен перед Богом и людьми тем, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать. Тут с ним случился припадок, Франциск обнял руками поникшую голову, и благословенная душа, сознавая, что большей участи удостоиться она не может, отлетела в объятья этого короля». Это произошло вскоре после рассвета, на Светлой неделе, 2 мая 1519 года, когда история отсчитывала последние часы перед началом Реформации, отказавшейся, в первую очередь, от любви к Божьей Матери. И кто знает, не заслуга ли Леонардо в том, что Франциск I, начинавший, как активный сторонник «реформ», стал ревностным защитником Римской Церкви…Поистине, великая любовь порождается великим знанием Того, Кого ты любишь, и если ты Его не узнаешь, то лишь мало или совсем не можешь Его любить.
Леонардо да Винчи