Кто сия мадонна Лиза
12 сентября 1515 года в местечке Мариньяно, под Миланом, юный французский король Франциск отметил двадцать первый день рождения и на следующее утро повел свои войска на знаменитую битву со швейцарцами миланского герцога Сфорца – наемной армией, которая до сих пор не имела себе равных в Европе.
![Мона Лиза](/images/leonardo/s84728.jpg)
![Франциск](/images/leonardo/s76574.jpg)
Комок снега, чем больше, катясь, спускался со снежной горы, тем больше рос в своих размерах; и был он последним, кого в то лето растопило солнце… Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут. Леонардо да Винчи
По сути, с ним обошлись, как с вещью, но поскольку и властелин, и художник оба хорошо понимали, кто кому оказывает большую честь, переезд состоялся и Леонардо вступил в должность «первого живописца, архитектора и механика короля». Замок, к тому же, действительно был не плох. Кардинал Луи Арагонский, который через год навестил нового хозяина Клу, восторженно отметил, что «редкий бриллиант нашел для себя достойную оправу». Секретарь Его Высокопреосвященства записал в путевом дневнике, что в мастерской им показали три картины: «одну с изображением Богородицы и Младенца, сидящих на коленях у святой Анны, вторую – с образом молодого Иоанна Крестителя, а третья представляла собою портрет одной флорентийской дамы, написанный с натуры, некогда во времена великого Джулиано Медичи. Все эти произведения превосходны, хотя при параличе правой руки, благородный старец вряд ли уже сможет удивить мир чем-нибудь хорошим».
Этот «большой ценитель» даже не понял, как ему повезло. В Амбуазе, где по соседству с усадьбой Леонардо находилась летняя резиденция короля, все придворные только и делали, что пытались выяснить, кто же эта прекрасная и загадочная дама, чей портрет маэстро привез с собой и хранил в величайшей тайне.
![Джоконда](/images/leonardo/s24787.jpg)
Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал, так как ему казалось, что в тех вещах, которые были им задуманы, рука не способна достигнуть художественного совершенства, поскольку он в своем замысле создавал себе разные трудности, настолько тонкие и удивительные, что их даже самыми искусными руками ни при каких обстоятельствах нельзя было выразить. Джорджо Вазари
В 1483 году Зачатьевский монастырь Милана сделал ему заказ на алтарный образ, который он не мог выполнить двадцать лет. И все эти годы его мучила изнурительная тяжба, потому что деньги от монахов он, конечно, получил впрок. Дело могло бы окончиться весьма плачевно, если б не любовь Людовика XII к искусству. Завоевав Милан, в конце столетия, он захотел перенести в свое королевство «Тайную вечерю» и готов был потратить на это любые средства. Лучшие инженеры долго пробовали отделить фреску от стены, скрепляя её то деревом, то железом, и сдались, только едва не погубив шедевр. Тогда король, в благородном порыве, выкупил все долги мастера и пригласил его к себе. В знак признательности и чтоб не лишить себя благорасположения Его Величества из-за отказа, Леонардо и преподнес ему первый вариант «Мадонны в скалах», а в обитель, несколько лет спустя, бесплатно отослал второй.
Мало того, для королевского фаворита он создаёт небольшую икону – «Мадонну с веретеном», где впервые пейзаж украшают такие же река, путь и мост, как на «Джоконде», и, вообще, при сравнении здесь явно видна любовь да Винчи к зеркалам, с которыми он так много экспериментировал…
В разных местах он вписывал буквы, написанные неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот, так что всякий, у кого нет навыка, не может их разобрать, ибо читать их можно не иначе, как с зеркалом. Джорджо Вазари
![Святая Анна](/images/leonardo/s44717.jpg)
![](/images/leonardo/s16717.jpg)
Леонардо хотел показать скромность и смирение Девы, исполненной величайшего радостного удивления от созерцания красоты Своего Сына, не забывая при этом и легкую улыбку святой Анны, которая едва сдерживает свое ликование, при виде своего земного потомства, ставшего небесным, - находки поистине достойные ума и гения Леонардо. Джорджо Вазари
![](/images/leonardo/s96313.jpg)
Математические занятия совершенно отвратили его от живописи, и до такой степени, что он едва решается взять в руки кисть. Однако я сделал всё, что мог, употребив все старания, чтобы склонить его исполнить желание Вашей Светлости. Я откровенно изложил ему все условия, и мы пришли к следующему соглашению: если ему удастся отклонить приглашение французского короля, он принял бы службу у Вашей Светлости предпочтительно перед всякой другой. Насколько я могу судить, жизнь Леонардо непредсказуема и прихотлива; кажется, он живёт, как придётся…
Незадолго до этого да Винчи побывал в Мантуе и дал обещание прислать щедрой госпоже Изабелле портрет, но, судя по всему, тоже не сдержал слово, потому что пятнадцать лет спустя рисунок маркизы всё ещё был при нём.Вращая этот профиль в мысленных зеркалах, король сопоставлял его с «Джокондой» и оттого ещё так ждал, пока картон со Святой Анной тоже превратится в картину, чтобы убедиться в правильности своих догадок.
Вообще-то, он не требовал прямых ответов и предпочитал намёки, чтобы до всего дойти своим умом. Но, увидев, наконец, образы Божьей Матери и Её святой Родительницы, написанные маслом, он не выдержал и воскликнул: "Всё! Я знаю, что на всех Ваших картинах Одно и то же Лицо! Но почему, скажите, вы не могли написать Его так долго?" И в ответ на искреннюю любовь молодого человека Леонардо открыл ему свою тайну: Все эти годы, Ваше Величество, ушли у меня на то, чтобы разными хитростями разработать левую руку; а главное – я искал тот единственный и неповторимый Лик, без Которого и она была такой же бесполезной, как правая…
![](/images/leonardo/s15906.jpg)
«Влекомый жадной своей охотой, - пишет маэстро, - увидеть множество разнообразных и странных форм, сотворенных искусной природой, блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру; и перед нею, изрядно пораженный, я сильно согнулся, опершись левой рукой о колено, а правой прикрыл от света опущенные и прищуренные веки, и наклонился, дабы разглядеть, не виднеется ли что-либо внутри; но в этом мне мешал густой мрак. И когда я какое-то время стоял, во мне вдруг проснулись две вещи: страх и желание. Страх – перед грязной и темной пещерой, желание – увидеть, не было ли чудесной какой вещи там в глубине».
В это время он создал для начальника папской канцелярии небольшую картину, изображающую Богоматерь с Младенцем на руках, написанную с бесконечной тщательностью и искусством. Джорджо Вазари
В катакомбах Леонардо нашел фреску, которая считается древнейшим изображением Божьей Матери и называется Мария Кормящая или Млекопитательница. Восхищенный, он почти срисовал её, разделив на две небольшие иконы – "Иоанна Крестителя" и «Мадонну с Младенцем Христом, держащим щеглёнка» как символ нашего спасения.
Не имея, можно сказать, ничего, и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил, предпочитая их остальным животным, с каковыми, однако, он обращался с величайшей любовью и терпеливостью. Часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. Джорджо Вазари
![](/images/leonardo/s81625.jpg)
Господь деликатно воспитывает человека, не подавляя его ум и волю, но открывая Себя в образах, которые входят в сердце и пробуждают желание самому тянуться к Свету, и становятся уже не просто знанием о Боге, а знанием Бога, достоянием. Поэтому Леонардо оставил только намёки – едва заметный Покров, мост, связавший Небо и землю, скалы из духовного, Горнего мира и Материнскую улыбку. Те, кто принял это послание, называли потом «Джоконду» Луврской Мадонной и почитали её как икону, как изображение Божьей Матери после Воскресения Христа, ставшей Матерью всех Его учеников.
Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.
44 псалом Давида. Песнь любви
«Будучи уже стар, - пишет Вазари, - Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он стал усердно изучать все, что касалось религии, и занялся исключительно истинами нашей святой христианской веры. А за сим с обильными слезами исповедался и покаялся; и, хотя и не в силах был стоять на ногах, все же, поддерживаемый руками друзей и слуг, благоговейно причастился Святых Даров вне своей постели. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения сел на постели и стал рассказывать ему о подробностях своей болезни, доказывая при этом, насколько он был грешен перед Богом и людьми тем, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать. Тут с ним случился припадок, Франциск обнял руками поникшую голову, и благословенная душа, сознавая, что большей участи удостоиться она не может, отлетела в объятья этого короля». Это произошло вскоре после рассвета, на Светлой неделе, 2 мая 1519 года, когда история отсчитывала последние часы перед началом Реформации, отказавшейся, в первую очередь, от любви к Божьей Матери. И кто знает, не заслуга ли Леонардо в том, что Франциск I, начинавший, как активный сторонник «реформ», стал ревностным защитником Римской Церкви…Поистине, великая любовь порождается великим знанием Того, Кого ты любишь, и если ты Его не узнаешь, то лишь мало или совсем не можешь Его любить.
Леонардо да Винчи