Время и привидения
В.А.Чернобров
"Привидения являются только тем,
кто должен их видеть"...
(А.Дюма-отец).
ОХОТА ЗА БЕЛОЙ ДАМОЙ ИЗ ЧЕРНОГО ЗАМКА
Зайди мы в старую княжескую постройку всего на минуту раньше и финал у нашей охоты был бы куда трагичнее.
Громада темного замка, где нам предстояло провести ночь и проверить на себе легенды о местном духе мертвой Дамы, едва просматривалась в сгущающемся сумраке, но здесь, на улице все былички и мифы про зловещий Гольшанский монастырь казались детскими смешными историями-страшилками. Мы, я и несколько современных охотников за привидениями, задержались всего на пару минут, чтобы набрать воды из колодца.
"Посмотри, посмотри!"- толкаю в бок напарника по будущей охоте на привидение, и все вчетвером едва не прыскаем от смеха. Картина словно из пародийного фильма: две дамы чинно и с достоинством выгуливают на поводке - нет, не породистого кобеля - а здоровенную черную свинью! Без единого звука процессия проследовала из монастыря в сторону замка, только тут ловлю себя на мысли, что разглядывая парнокопытного, я совсем не разглядел женщин. Со спины увидеть лица невозможно, у обоих черные (как монашеские) капюшоны и длинная такая же черная одежда. Сзади чисто внешне одна из женщин почему-то кажется молодой, вторая - глубокой старухой. Ну старая дает!
Обсуждая здешние странные обычаи, после условленного стука в дверь входим в монастырскую обитель. "У вас именно так принято свиней перед сном выгуливать?"- спрашиваю приветливого сторожа. -"Как выгуливать?"- не понимает сторож Андрей. "По улице на поводке!" -"На поводке? Свинью? Ка-а-акую свинью?"- удивляется Андрей и улыбка сползает с его лица. "Черную свинью!" -"Да нет у нас в округе ни у кого черных свиней!.." Глядя, как покрывается испариной его лоб, я начинаю смутно о чем-то догадываться. Все бросаются к окнам - смотреть на дорогу, по которой ушли черные женщины с черной свиньей. Тщетно, на улице не единого огонька. Выхожу на порог, вокруг в грязи после свежего дождя только наши следы, нигде следов копыт не видно.
Хорошее начало ночи,- думаю я и на всякий случай задвигаю тяжелый засов на воротах. Несмазанный металл страшно скрежещет, затем наступает не менее мрачная тишина. Хочу вернуться к товарищам, но тут у меня гаснет свеча...
ПРИЗРАКИ БРОДЯТ ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ
У привидений вплоть до эпохи телевидения прослеживался четкий ареал существования, совпадающий с границами распространения католицизма и протестанства. Конечно, в православных и мусульманских странах тоже нередко видели "что-то непонятное", но "культуры" джентльменского почтительного страха перед привидениями на Востоке с давних времен не прослеживалось; на Руси были и призраки, и страх перед ними, и полушутливое панибратское с ними сотрудничество, все что угодно, а серьезности и почтения к привидениям, как на Западе, не было.
Согласно строгой статистике, по количеству официально зарегистрированных случаев наблюдений призраков жители Британских островов заслуженно находятся на первом месте: они встретились с 147 привидениями, что подтверждают показания свидетелей, достойных доверия, и полицейские протоколы. На втором месте - Испания (99), далее - Франция (48) и Бельгия (32). Наименьшие шансы увидеть духа имеют сейчас скандинавы - в трех странах описаны лишь 14 историй, признанных правдивыми, и лишь единичные случаи - в Восточной Европе.
Католики могут оспаривать связь мистики и религии, но проверяется она достаточно просто - достаточно на карте СССР/СНГ обозначить места старых (подчеркнем - старых, до ХХ века) появления привидений. Эти точки четко совпадут со средневековыми замками и храмами, построенными в местах максимального проникновения католичества на восток. Ближе всего к нам - это западная Белоруссия и Польша.
Вот туда, на западные рубежи Содружества, а также и за них, мы и отравились. Охотиться за привидениями. Точнее, попытаться с приборами подтвердить или опровергнуть наличие или отсутствие в природе такого странного и удивительного явления, как привидения.
Видели ли вы кино и мультсериал "Охотники за привидениями" с бесстрашными героями, вооруженными самыми современными видами психокинетического оружия и разъезжающими на спецавтомобиле с жуткой сиреной? Теперь мысленно перенесите эту картину на нашу российскую почву. То, что у них в фантастических фильмах, у нас наконец-то появилось наяву: похожие цели, похожие герои, нет только машин с сиренами, да и вооружение - не протоновые пушки и ловушки для привидений (такие пока изобретены только в фильме), а более банальные приборы, которые, впрочем, со стороны нетехнарям покажутся ничем не хуже мультяшного вооружения. Вот теперь, когда вы это представили, то картина нашей в меру авантюрной затеи поохотиться на привидения покажется вам достаточно полной.
Осталось только добавить, что мы - это 9 человек, физиков, инженеров и иных специалистов из исследовательской группы "Парамир" (Гомель) и исследовательско-экспедиционного объединения "Космопоиск" (Москва). Долго выбирали место и время "охоты", пока из длинной вереницы бесконечных упоминаний о появлениях и наблюдениях призраков не остановились на нескольких старинных западно-белорусских и восточно-польских замках. К первому из них, Ольшанскому, как и положено по закону жанра, мы после долгого пути по проселкам подобрались почти в полной темноте...
ДУШИ ОЛЬШАНСКИЕ
По легенде, Ольшанский замок на этой земле основал еще в начале XIII века князь Гольша. В Средние века мужчины этого рода прославили себя как послы, политики, дипломаты, зато рождавшиеся в замке девушки становились женами правителей.
Одна из них, княгиня Софья Гольшанская явилась истории как основательница знаменитой династии Ягеллонов, хотя едва за это не лишилась головы. В 1420-х годах ее в качестве четвертой жены присватал 74-летний польский король Ягайла. В качестве свата выступил соперник Ягайлы князь Вивовт, весьма тонкий ход провернул стервец, подсунув красивую молодоху пожилому величеству. Была у юной Софьюшки старшая сестра, и ее по всем правилам рода вначале надо было отдать за муж первой, но льстивый Вивовт быстренько спровадил замуж и старшую дочь за подвернувшегося другого князя. Далеко идущий замысел свой он раскрыл через несколько лет. Сначала с его подачи пополз слушок, что молодуха просто не может не изменять почти немощному восьмидесятилетнему старцу! Улики были почти налицо: у Ягайлы кроме Софьи было еще 3 жены, но за долгую супружескую жизнь они не сумели родить и от тогда еще молодого короля, а Софьюшка подарила королю-старику одного за другим двух наследников и уж забеременела в третий раз. Когда слухи об измене (и нелегитимности будущих престолонаследников) совсем окрепли, сводник Вивовт прямо на сейме (верховном совете) нашел в себе наглость открыто назвать короля рогатым. А наставил их якобы некий Генрик из местечка Рогова. Взбешенный Ягайла едва не отправил и супругу, и изловленного Генрика на плаху, но к счастью для Софьи ее мнимый или реальный любовник даже под страшными пытками бормотал лишь: "Королева не изменяла королю..." Семейный скандальчик замяли, тем более что Софья разродилась третьим наследником. Королева пережила своего, так и не разобравшись в женщинах, мужа почти на 30 лет, а под конец жизни, когда все вроде бы и начали верить в ее непорочность, вдруг открыто приблизила к себе того самого Генрика из Рогова... А третий сын ее (и сын короля?) стал великим князем Литовским и королем Польским Казимиром.
Такие и даже большие страсти творились в Ольшанском замке, хозяином которого с 1525 года после стал род Сапегов. Сколько еще роговых перебывало в его темных альковах, сколько князей было отравлено, зарезано и "погибло на охоте", сколько загубленных душ взывали к потомкам об отмщении - об этом темная история молчит. Перестроенный Сапегами замок, который позже писатель Владимир Короткевич назвал "Черным", несмотря на недобрую славу, современники считали самым красивым на территории Литвы и Белоруссии. И одним из самых страшных. В его темных переходах, по мнению многочисленной челяди, просто не могли не витать духи и души невинно убиенных княжичей. Однако жители замка больше боялись не их, а духа безродной, бедной и скромной девушки.
ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ
Вся то ее вина была в том, что хотела как лучше накормить своего мужа-строителя. А получилось как всегда.
В тот судьбоносный для Черного замка светлый день в очередной раз странным образом обвалилась одна из стен в строящемся неподалеку костеле. Стена была словно проклята, самые опытные каменщики вновь и вновь восстанавливали стену, но камни вновь беспричинно рушились вниз. А время сдачи объекта на ударной средневековой стройке уж близилось. Надо сказать, что в католических странах в то время была широко распространена практика ремонта зданий путем вмуровывания в стену всякой живности, и хорошо если только кошек. Считалось, что пока мумия заживо замурованного находится внутри здания, она своей психической энергией убережет камни от разрушения. Поэтому ничего удивительного не было в том, что волхвы, к которым обратились не хотевшие прослыть бракоделами строители, посоветовали замуровать в стену молодую женщину (стройка важная, тут кошкой не отделаешься).
Где мирным каменщикам взять оную? Не в разбой же ударяться?! Порешили, что пожертвуют чьей-либо из жен, а чтобы страшный жребий самим не тянуть, жертву должна была выбрать судьба - пусть ею будет та, которая первой придет на стройку. Тертые жизнью и ворчливыми женами прорабы знали, что их благоверные не будут спешить сломя ноги. А кто знает, может каждый из них втайне мечтал вполне легально и законно избавиться от своей жены,.. но первой к финишу пришла самая молодая.
Тело несчастной и бросили затыкать дыру в стене. Стена и успокоилась, а строители рапортовали о сдаче объекта...
КОСТИ НЕСЧАСТНОЙ ВОПИЮТ
...Минут через десять - я уже думал, что звонок не работает - массивная дверь отворилась, и ксенс на русском с польским акцентом поинтересовался, какие тяжкие грехи завели нас в час неурочный в божью обитель. Терпеливо выслушивал и участливо стал назидать нас не верить сказкам и сомнительным слухам. "Я и не верю, падре",- молвлю в ответ,- "Потому и собираемся с вашего дозволения приборами проверить наличие аномалий и доказать полное их отсутствие. Вы только стену покажите, где девушку замуровали..."
Ксенс морщится - негоже озабоченными поисками девушек соваться за этим в храм. Но не указывает греховодникам на дверь, а лишь терпеливо и внятно вновь и вновь объясняет, как вредно таким большим в сказки верить. Вот приходите утром на службу, там грех-то и снимите с себя. А пока дверь храма закрыли от греха подальше.
Мирянин, работавший во дворе и ставший свидетелем разговора, тихонько посоветовал: "А вы обойдите храм с другой стороны, там одно крыло здания до сих пор занимает музей. Там, кстати, мой сын с полгода назад и видел Белую Даму... Только фамилию мою не пишите..."
С той стороны храма возле обычных деревенских сараев нам попался уже более разговорчивый мужчина, Александр Винцентович ЛЕСНИЦКИЙ, узнав о цели нашего приезда, он стал деловито, как при заполнении милицейского протокола объяснять - где, когда и при каких обстоятельствах встречался с призраком. "А еще был случай, около часа ночи здесь возвращался домой, думал, что кто-то покрасил известью дерево от вредителей, подхожу - а это девушка вся в белом платье до пят, вместо лица темное пятно. Висит над тротуаром и чуть колышется от ветра. Левую руку подняла и поманила меня. Жуткое дело, убежал я... А потом еще мой друг ее видел, она и его пальцем манила... А еще..." Долго терпеть мы не могли, если такие дела творятся, то надо торопиться...
И уже через несколько минут мы беседовали с директором Национального художественного музея Чеславой АКУЛЕВИЧ. Ей с ходу понравилась сама идея проверить приборами отсутствие (теперь мы так и сказали, что хотим, как люди серьезные, опровергнуть все слухи) Белой Дамы.
"Только почему отсутствие?" - Да разве теперь можно найти хоть какие-то следы? "Я тоже поначалу не верила,"- переходит на шепот Чеслава Францевна,- "Пока несколько лет назад сама не увидела. Была в кельи одна, вдруг из стены вырастает серая такая полупрозрачная рука и нажимает на выключатель света!" Неожиданно при этих словах гаснет свет во всем музее разом. Секунды через две с улицы доносится грохот молнии. Понимаю, что это грозовой разряд угодил где-то рядом в подстанцию, но все равно по спине веет холодком. Свет зажигается - наша техника сильнее всякой там мистики. За окнами бушует осенняя гроза, и я про себя отмечаю, что расставлять палатку теперь придется только внутри полуразрушенного замка, пусть там гуляют сквозняки и привидения, но зато это - единственное сухое место в округе.
Уговаривать долго директора не пришлось, собственно, теперь директор уговаривала нас - как единственную свою надежду избавиться от призрака ("а то психика на пределе, женщины у нас увольняются, даже мужчины-археологи отказываются работать!"). Спускаемся по хлипкой лестнице в заваленный строительным мусором подвал. Храбрая Чеслава Францевна руководит сверху всеми нашими передвижениями и наводит на цель. "Вот здесь, когда расчищали подвал, двое наших рабочих в 1997 году и нашли скелет девушки. Почему решили, что ее замуровали? Скелет был в странной позе - полусидя, ногами под стеной..."
-А где сам скелет? - спрашиваю недоверчиво.
-Строители слышали про заклятие и решили похоронить. Обратились в обе наших церкви, там отпеть тело отказались. Похоронили сами, отнесли косточки на кладбище в коробке и закопали, думали священники потом упокоят душу.
-И упокоили?
-Не. Место потеряли. Оба строителя, что схоронили косточки, сами вскоре, буквально в течении нескольких недель или месяцев, померли, их и упокоили. А кроме них точно место никто не знал... Вот после этого, кстати, здесь призраков и стали видеть.
-Что-то не сходится, Чеслава Францевна. Если бы это были косточки той самой Белой Дамы, то стена должна была бы разрушиться - здание-то заговаривали на жертву, которой сейчас нет.
-А вы посветите фонарем вверх!.. С тех пор мы и мучимся, все деньги как в прорву на ремонт уходят.
От места, где лежали косточки убиенной, до потолка (как выяснилось позже, и до самой крыши) вверх извиваясь идет черная трещина. По заплаткам видно, что заделывать ее пытались не раз. "И как теперь думаете спасать здание?" Я имел в виду техническую сторону реставрации, но разволновавшаяся Акулевич поняла все по-своему: "Теперь мы если кости в подвале находим, больше не хороним. Все останки пока здесь. И, кстати, все скелеты мужские... Когда подниматься будете, эти ящики удобнее под лестницу прислонить!.."
Пять ящиков (кажется, из-под помидоров) были словно коробки рассыпной мозаикой-пуцли доверху наполнены потемневшими от времени костями. Сверху опять громыхнуло и свет погас, теперь окончательно. В истории было много темных страниц,- за этими светлыми мыслями я и не заметил, как выбрался наверх не воспользовавшись ни ящиками, ни лестницей.